Учёные оценили последствия столкновения Млечного Пути и туманности Андромеды

Столкновение Млечного Пути и туманности Андромеды не будет иметь катастрофических последствий. К такому выводу пришли учёные Международного центра радиоастрономии в Австралии. Исследователи пересчитали массы этих двух галактик и выяснили, что они находятся примерно в одной весовой категории. Это значит, что при встрече через 6 миллиардов лет галактика Млечный Путь, в которой находится наша Солнечная система, не погибнет, как считалось ранее. Новую теорию звёздного пути изучил RT.

Весовые категории

До недавнего времени учёные полагали, что притягивающиеся друг к другу туманность Андромеды и Млечный Путь, в котором находится наша Солнечная система, столкнутся примерно через 6 млрд лет, в результате чего наша галактика прекратит своё существование.

Эта апокалиптическая гипотеза базировалась на представлении о том, что более крупная «соседка» Андромеда проглотит нашу галактику. Исследователи оценивали массу Млечного Пути в 500 млрд масс Солнца, а массу Андромеды — в 1,2 трлн. Однако недавно учёные из Международного центра радиоастрономии в Австралии выяснили, что массы галактик примерно равны — каждая весит примерно 800 млрд Солнц.
«Мы думали, наш Млечный Путь в 2—3 меньше Андромеды. Но оказалось, что это не так», — сообщил автор исследования Пражваль Кафль.
К ошибке в первоначальных расчётах привело то, что учёные переоценили количество тёмной материи в галактике Андромеды.
«Исследуя орбиты быстрых звёзд, мы обнаружили, что эта галактика содержит гораздо меньше тёмной материи, чем считалось ранее», — объясняет Кафль.
Из-за неравномерной гравитации быстрые звёзды сильно ускоряются и могут вылететь за пределы галактики. Но чтобы развить необходимую для этого «вторую космическую скорость», звезде нужно преодолеть притяжение галактики, которое зависит от её массы.
«Когда ракета запускается в космос, то она ускоряется до 11 км/с, чтобы преодолеть гравитационное притяжение Земли. Млечный Путь в триллионы раз тяжелее нашей крошечной Земли, поэтому, чтобы преодолеть его гравитационное притяжение, нам нужно ускориться до 550 км/с», — говорит Кафль.

Изучив движения высокоскоростных планетарных туманностей в Андромеде, учёные рассчитали «вторую космическую скорость» галактики, которая составила 470 ± 40 км/с. Эти расчёты и стали основой для новых выводов.

Как говорят исследователи, полученные результаты полностью меняют представление о Местной группе галактик, два наиболее крупных представителя которой — Млечный Путь и Андромеда. Всего же Местная группа объединяет около 30 галактик, простирающихся на 10 миллионов световых лет.

На пути к Милкомеде

Сегодня расстояние между Млечным Путём и туманностью Андромеды учёные оценивают в 2,5 млн световых лет. За миллиарды лет своего существования галактики никогда не сближались. Но примерно 100 лет назад астрономы заметили, что спектральные линии звёзд Андромеды сместились.

Дальнейшие исследования показали, что галактика начала приближаться к нашей Солнечной системе со скоростью 110 км/с. Согласно появившимся некоторое время назад расчётам, Млечный Путь и туманность Андромеды «встретятся» примерно через 6 млрд лет.

Эти выводы породили множество теорий о грядущей катастрофе и угрозе существования нашей планеты. Однако эксперты говорят, что скорее всего «танец двух галактик» будет относительно спокойным.
«Столкнутся две звёздные системы. Это для нас звезда кажется большой, а в масштабах галактики звёзды похожи на точки. Скорее всего, они будут проскакивать мимо друг друга, затевать хороводы. Вероятно, появится новая галактика, ей уже дали название — Милкомеда (от англ. Milky Way и Andromeda — RT). Тогда изменится небесный узор, Солнце по динамическим расчётам как было на периферии нашей галактики, так и останется на периферии уже новой галактики. Поэтому ожидать чего-либо катастрофического от слияния галактик не нужно», — пояснил в беседе с RT директор Института астрономии РАН[1] Борис Шустов.